Лучшие фильмы СССР 1979 — 2
8. Берегись! Змеи! (1979)
![Beware-of-the-Snake-1979-movie Лучшие фильмы СССР 1979 - 2](https://xn----otbfnfngaa.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/Beware-of-the-Snake-1979-movie.png)
Криминальная драма «Берегись! Змеи!» (1979 года), режиссера Загида Сабитова, по сценарию, написанному в соавторстве Андреем Тарковским и Аркадием Стругацким (хотя степень участия каждого из них в сценарии до сих пор вызывает споры среди киноведов), – это напряженный детектив, снятый на киностудии «Узбекфильм» имени К. Ярматова. Фильм переносит зрителя в атмосферу загадочного Узбекистана, где на фоне живописных пейзажей разворачивается запутанное расследование. Главный герой – опытный следователь, имя которого, к сожалению, забыто кинокритиками и не указано в доступных описаниях фильма, находит себя перед сложной задачей: разоблачить преступников, совершивших, судя по всему, тяжкое преступление.
Место действия – окрестности небольшого поселка, где возвышается древняя крепость Кара-Таир, окутанная легендами и тайнами. Ее развалины, словно застывшие в вечном молчании, хранят множество загадок, а обилие змей, населяющих эти руины, добавляет атмосфере еще больше мистики и опасности. Этот уединенный уголок представляет собой совершенно необычное место для происшествия преступления, подчеркивая его неординарность. Местные жители обходят Кара-Таир стороной, избегая встречи с многочисленными пресмыкающимися. Исключение составляет лишь один человек – змеелов Мирзаев, фигура, загадочная и не однозначная.
Его связь с крепостью и змеями является ключом к разгадке преступления. Возможно, Мирзаев — не просто змеелов, а кто-то, кто давно знаком с тайнами Кара-Таира, и его знания как-то связаны с расследованием. Сам факт присутствия змей в сюжете не случаен. Они могут символизировать опасность, тайну, скрытые подводные течения, или даже являться неким метафорическим представлением преступников, затаившихся в тени и ожидающих своего часа. Вероятно, следователь использует наблюдения за поведением змей и знания Мирзаева для расшифровки сложных улик или понимания движений преступников.
9. Пограничный пёс Алый (1979)
![The-Scarlet-Border-Dog-1979 Лучшие фильмы СССР 1979 - 2](https://xn----otbfnfngaa.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/The-Scarlet-Border-Dog-1979.png)
Фильм «Пограничный пёс Алый» (1979 года), режиссёра Юлия Файта, – это яркий представитель советского приключенческого кино, основанный на рассказах талантливого писателя Юрия Коваля. Картина рассказывает историю молодого новобранца Алексея Кошкина, чья жизнь кардинально меняется с появлением щенка – будущего пограничного пса Алого. Лёша, полный энтузиазма и юношеского максимализма, сразу же привязывается к животному, видя в нём не просто друга, а будущего надёжного напарника.
Обучение Алого – центральный элемент фильма. Мы видим, как Кошкин, пройдя курс молодого бойца, с не меньшим рвением отдаётся дрессировке своего питомца. Фильм подробно показывает процесс обучения: от простых команд «сидеть», «лежать», «рядом» до сложных упражнений по поиску контрабанды и задержанию нарушителей границы. В школе собаководства, помимо стандартных методов дрессировки, используются специальные приёмы, учитывающие породные особенности Алого (порода в фильме не указывается, но, судя по внешнему виду, это может быть немецкая овчарка или восточно-европейская). В обучение входят различные сценарии, имитирующие реальные ситуации на границе, чтобы Алый научился правильно реагировать на подозрительные звуки, движения и запахи. Важным аспектом обучения становится выработка у Алого безусловной преданности и послушания своему хозяину – это ключ к успешной совместной работе на границе.
После окончания школы, Лёша и Алый приступают к нелёгкой службе. Фильм не идеализирует жизнь пограничника; он показывает суровые реалии охраны государственной границы, включая долгие патрулирования в любую погоду, ночные дежурства и непрерывную готовность к действиям. Алый демонстрирует завидное чутье и ловкость, неоднократно помогая Лёше предотвращать попытки незаконного пересечения границы. Отвага и преданность Алого становятся символом верности и бесстрашия воинской службы. Мы видим, как крепнет дружба между человеком и собакой, как они взаимодополняют друг друга, показывая истинную силу духа и партнерства. В фильме показано несколько сложных случаев, где навыки Алого оказываются незаменимы, подчёркивая важность хорошо дрессированных служебных собак в работе пограничных войск. Фильм завершается на позитивной ноте, подтверждая важность дружбы и преданности в любой жизненной ситуации, особенно в такой ответственной работе как охрана государственной границы. Кроме того, фильм не оставляет без внимания сложность и важность работы кинологов, которые воспитывают и готовят эти незаменимых помощников.
10. Сыщик (1979)
![Сыщик Лучшие фильмы СССР 1979 - 2](https://xn----otbfnfngaa.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/Сыщик.png)
Криминальная драма Владимира Фокина «Сыщик» (1979 год) – это история становления молодого милиционера Женьки Кулика, роль которого блестяще исполнил Андрей Ташков. После службы в армии, полный энтузиазма и наивной веры в справедливость, Женька поступает на службу в органы внутренних дел. Его старшие коллеги, опытные оперативники, представленные такими маститыми актёрами как Борис Химичев и Игорь Кваша, вначале воспринимают его с некоторой иронией. Первое дело Кулика – казалось бы, пустяк – кража только что выстиранного белья, кажется мелочью на фоне серьёзных преступлений, которыми заняты его более опытные коллеги. Однако, именно эта, на первый взгляд, незначительная кража, становится отправной точкой в расследовании, которое постепенно выводит Женьку на след куда более опасного преступника – матерого бандита по кличке «Паленый».
Паленый, хитрый и опытный уголовник, представляет собой серьёзную угрозу для общества. Его методы продуманы и изощренны, он умело ставляет ловушки и использует связи в криминальном мире. Фильм мастерски демонстрирует контраст между молодым, неопытным, но честным и принципиальным Куликом и циничным, жестоким Паленым. В процессе расследования Женька сталкивается с трудностями, предательством, и даже опасностью для жизни. Ему приходится работать под руководством опытных оперативников, которые учат его тонкостям сыскного дела, и разочаровываются в нём, когда он поступает импульсивно, опираясь больше на интуицию, чем на логику.
Постепенно Кулик учится анализировать информацию, находить связи между, казалось бы, не связанными событиями. Он осваивает методы сбора доказательств, учится работать с информаторами, и понимает, что раскрытие преступления – это не только поимка преступника, но и восстановление справедливости. Кульминацией фильма становится поединок между Куликом и Паленым, не только физический, но и интеллектуальный. Женька, применяя свою находчивость и смекалку, обходит ловкие уловки опытного бандита и приводит его к заслуженному наказанию. «Сыщик» – это не просто детективный фильм, это история о формировании профессионала, о преодолении трудностей и достижении цели через настойчивость и верность принципам. Фильм демонстрирует, что даже самое незначительное дело может привести к раскрытию серьезного преступления, а молодой энтузиазм в сочетании с опытом старших коллег может привести к успеху. Более того, фильм оставляет зрителя с мыслью о том, что борьба с преступностью — это непрекращающийся процесс, требующий отдачи и постоянного совершенствования.
11. Сталкер (1979)
![11.-Сталкер-1979-1024x578 Лучшие фильмы СССР 1979 - 2](https://xn----otbfnfngaa.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/11.-Сталкер-1979-1024x578.png)
Андрей Тарковский, режиссёр, чьё имя стало синонимом философского кино, посвятил два года своей жизни созданию «Сталкера» (1979). Эта картина, основанная на повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», далеко не просто экранизация. Тарковский, соавтор сценария вместе с Аркадием и Борисом Стругацкими, переосмыслил исходный материал, создав глубоко личное и многослойное произведение, затрагивающее вопросы веры, надежды, человеческой природы и природы самого бытия. Фильм не просто рассказывает историю, он являет собой кинематографическую медитацию, заставляющую зрителя задумываться о смысле жизни и ценах, которые мы готовы платить за исполнение своих желаний.
В центре повествования – три персонажа, каждый со своим багажом прошлого, надежд и разочарований. Писатель, циничный и разочаровавшийся в жизни интеллектуал, ищет вдохновения, спасения от творческого кризиса. Его образ, мастерски воплощенный на экране, отражает усталость от пустоты современного мира. Профессор, человек науки, ищет доказательств сверхъестественных явлений, надеясь найти научное объяснение чуду Зоны. Его скептицизм противопоставлен вере Сталкера, но оба ищут ответы на вечные вопросы. И, наконец, Сталкер – загадочный проводник, живущий в Зоне, знающий её тайны и способный проводить людей к заветной Комнате.
Актерский состав фильма также заслуживает особого внимания. Алиса Фрейндлих в роли жены Сталкера, Александр Кайдановский как Писатель и Анатолий Солоницын в роли Профессора создали яркие, многогранные образы, позволяющие зрителю почувствовать всю сложность внутреннего мира своих героев. Николай Гринько, выступивший в роли Сталкера, наделил своего героя неповторимым характером – смесью простоты и мудрости, веры и сомнений. Каждый из них носит в себе тяжесть своего прошлого опыта, что придает их поискам в Зоне ещё более глубокий смысл.
Сценарий, созданный коллективным творчеством Тарковского и братьев Стругацких, отличается своей многозначностью и символизмом. Образ Зоны – это не просто место с аномалиями, это метафора человеческой души, полной противоречий и тайных желаний. Путь к Комнате – это аллегория пути к самопознанию, путь через испытания и преодоление собственных страхов. Комната же сама по себе — это не место исполнения желаний в прямом смысле, а зеркало, отражающее глубину наших надежд и разочарований. Она показывает нам наши собственные пределы и возможности.
Тарковский мастерски использует кинематографические средства, чтобы передать атмосферу Зоны – долговременные кадры, символическая символика, использование светов и теней. Это визуально завораживающий фильм, где каждый кадр пропитан символизмом. Музыка Эдуарда Артемьева подчёркивает атмосферу мистицизма и неопределённости. Она становится неотъемлемой частью рассказа, дополняя и усиливая визуальные образы.
Фильм «Сталкер» — это не просто фантастический триллер, а глубокое философское произведение, которое до сих пор заставляет зрителей размышлять над вечными вопросами бытия. Он стал культовым фильмом, оказавшим значительное влияние на мировое киноискусство, и продолжает своё влияние и сегодня, вдохновляя режиссёров и зрителей по всему миру. Его уникальность заключается в глубине постановки и символизма, которая позволяет пересматривать его неоднократно, каждый раз находя новые смыслы и интерпретации. И сегодня, через десятилетия после его создания, «Сталкер» остаётся одним из самых загадочных и удивительных кинематографических произведений.
12. В моей смерти прошу винить Клаву К. (1979)
![В-моей-смерти-прошу-винить-Клаву-К.-1979 Лучшие фильмы СССР 1979 - 2](https://xn----otbfnfngaa.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/В-моей-смерти-прошу-винить-Клаву-К.-1979.png)
Трагическая история Сергея, рассказанная в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), режиссеров Николая Лебедева и Эрнеста Ясана, по сценарию Михаила Львовского, — это повествование о первой, всепоглощающей любви и ее разрушительных последствиях. Четырехлетний Сережа, не желавший оставаться в детском саду, покоряется уговорам Клавы К., и это знакомство становится поворотным моментом в его жизни. Он мгновенно влюбляется в нее, и эта любовь, пройдя через годы, превращается в болезненную зависимость. Клава, старающаяся соответствовать своему образу взрослой и независимой девушки, изначально принимает внимание Сергея, но с годами эта привязанность угасает. В подростковом возрасте, когда Сережа, успешный участник математических олимпиад, преуспевает в интеллектуальном плане, Клава обращает свой взор на другого — непримечательного, среднего очкарика. Этот поворот событий становится для Сергея непреодолимым ударом.
Его чувства, рано повзрослевшие и искренние до болезненности, не находят выхода, превращаясь в острое чувство отверженности и глубокое разочарование. Он воспринимает измену Клавы как личную катастрофу, как предательство, которое разрушает его хрупкий мир. Его одаренный ум, способный решать сложнейшие математические задачи, становится инструментом саморазрушения. Сережа начинает методично, с холодной расчетливостью, изучать способы собственной смерти, продумывая все детали и учитывая возможные последствия каждого действия. Его мысли становится одержимы идеей ухода из жизни, он видит в этом единственный выход из безвыходной ситуации. Однако, на его пути встречается Туся – девочка, влюбленная в Сергея, которая чувствует его душевное состояние и не оставляет попыток спасти его от самоубийства.
Туся, в отличие от Клавы, видит в Сергее не просто успешного математика, а сложную, уязвимую личность, нуждающуюся в поддержке и понимании. Ее настойчивость, ее искренняя любовь и сочувствие становятся для Сергея последней надеждой. Фильм не просто повествует о подростковой любви, но и раскрывает тему эмоциональной зависимости, показывая, как неразделенные чувства могут вести к саморазрушению. В картине поднимается вопрос о значимости внутренней поддержки и о том, как любовь и внимание близких могут помочь преодолеть тяжелые жизненные ситуации. Режиссеры мастерски передают внутренний мир героя, используя метафоры и символику, подчеркивая трагичность и психологическую глубину событий. Затрагиваются также вопросы взросления, первой любви, и роли взрослых в жизни подростков. Сюжет показывает неспособность взрослых понять чувства и проблемы детей, что приводит к негативным последствиям.
13. Город принял (1979)
![город-принял Лучшие фильмы СССР 1979 - 2](https://xn----otbfnfngaa.xn--p1ai/wp-content/uploads/2025/01/город-принял.png)
Криминальный телефильм «Город принял» (1979 год), снятый Вячеславом Максаковым по мотивам одноимённой повести братьев Аркадия и Георгия Вайнеров, – это динамичный и напряжённый рассказ о 24 часах из жизни оперативной части Московского уголовного розыска (МУРа). Фильм, в котором блестяще сыграли Михаил Чигарёв (в роли майора Тихонова), Инна Аленикова и Александр Пороховщиков, представляет собой захватывающую мозаику из различных, но тесно переплетённых между собой событий, демонстрируя всю сложность и многогранность работы оперативников.
Картина не просто показывает череду происшествий, а погружает зрителя в атмосферу непрерывной работы столичной милиции. Мы видим, как майору Тихонову и его бригаде приходится мгновенно переключаться между совершенно разными ситуациями, требующими разносторонних навыков и профессионализма. Помощь роженице, оказавшейся в экстренной ситуации, становится неожиданным, но важным эпизодом, подчеркивающим человеческую сторону работы милиции, их готовность к оказанию помощи вне зависимости от характера происшествия. Параллельно с этим, оперативники распутывают хитроумную схему автомобильного афериста, использующего поддельные документы и обманывая доверчивых покупателей. Эта линия сюжета, подробно показывающая методику раскрытия преступления, подчёркивает важность кропотливой работы по сбору улик и проверке информации.
Но не только «бытовые» проблемы занимают оперативников. В фильме показаны и более серьёзные преступления: погоня за грабителями, сопровождающаяся опасными моментами, и задержание опытного, опасного рецидивиста, знающего, как избежать правосудия. Эти сцены, сделанные с большим напряжением и динамикой, наглядно демонстрируют высокую степень риска, с которой сталкиваются сотрудники МУРа ежедневно. Образ рецидивиста, скупо, но точно выписанный, показывает, что преступный мир не однороден, а состоит из индивидуумов с разными мотивами и уровнями жестокости.
Кроме того, фильм «Город принял» отражает специфику работы оперативных групп в условиях социалистического города 70-х годов. Это проявляется в деталях: в виде используемой техники, в особенностях взаимодействия между сотрудниками, в атмосфере того времени, переданной с помощью реалистичных декораций и костюмов. В фильме прослеживается и сложная система взаимосвязей между различными подразделениями милиции, отражающая командную работу и координацию действий для эффективного раскрытия преступлений. В конечном счёте, «Город принял» – это не просто криминальная драма, но и документальная зарисовка о трудовой будни советских милиционеров, их преданности своей работе и готовности рисковать своей жизнью ради защиты граждан.
Отправить комментарий