Сейчас загружается

Лучшие фильмы СССР 1979 — 1

Советское кино 1979 года: Год ярких достижений и народного признания

1979 год в истории советского кинематографа запомнился как время выхода на экраны картин, получивших широкое признание как у зрителей, так и у критиков. Несмотря на идеологические рамки, существовавшие в то время, кинематографисты демонстрировали впечатляющее разнообразие жанров и тем, обращаясь к актуальным проблемам общества и создавая по-настоящему запоминающиеся образы.

  1. Пираты XX века
Pirates-of-the-XX-century-USSR-film Лучшие фильмы СССР 1979 - 1

Фильм Бориса Дурова «Пираты XX века» (1979 год), сценарий к которому написали Станислав Говорухин и сам Дуров, стал настоящим феноменом советского кинематографа, собрав невероятную аудиторию в 87,6 миллионов зрителей – почти каждый третий житель СССР. Эта цифра, приближающаяся к 90 миллионам за первый год проката, говорит о колоссальном успехе картины. В основе сюжета лежит реальная история, хотя конкретные детали событий, послуживших прототипом, остаются до сих пор предметом дискуссий и догадок среди историков и киноведов. Фильм не является документальной реконструкцией, а представляет художественную интерпретацию событий, возможно, с усилением драматизма и приукрашиванием некоторых деталей.

Сюжет разворачивается вокруг советского сухогруза, перевозившего крупную партию опиума, предназначенного для фармацевтических нужд. Важно отметить, что в советское время опиум использовался в медицинских целях, преимущественно для производства морфина и других наркотических анальгетиков, под строгим государственным контролем. Перевозка такого ценного и в то же время опасного груза сама по себе представляла значительный риск. Этот риск и материализовался в виде нападения современных пиратов, действовавших с необычайной жестокостью и профессионализмом. Они не только захватили судно и его экипаж, но и предприняли попытку уничтожить всех свидетелей своего преступления.

Главная интрига фильма заключается в напряженной борьбе между небольшим экипажем советского сухогруза и превосходящими силами пиратов. Моряки, оказавшись в безнадёжном положении, проявляют мужество, выдержку и сообразительность. Дуров мастерски показывает их психологическое состояние, передавая чувство безысходности, страха и одновременно непоколебимой веры в свою силу и способность выжить. Интересен тот факт, что в фильме задействованы известные мастера каратэ, что добавляет в картину специфический колорит и позволяет реалистично показать сцены ближнего боя. Боевые сцены снимались с использованием специальных постановок, что делает их динамичными и зрелищными. Режиссер использует приемы киноязыка, подчеркивающие напряженность и драматизм ситуации, создавая у зрителя ощущение присутствия на месте событий.

Успех «Пиратов XX века» объясняется не только захватывающим сюжетом и мастерской режиссурой, но и актерской игрой. Николай Еременко (младший), Пётр Вельяминов и Талгат Нигматулин создали яркие и запоминающиеся образы, ставшие классическими в советском кино. Композитор Микаэл Тарвердиев написал запоминающуюся музыкальную тему, которая гармонично вписывается в атмосферу фильма и подчеркивает напряженность драматических моментов. Фильм «Пираты XX века» стал не просто приключенческим боевиком, а произведением искусства, оставившим значительный след в истории советского кино и запомнившимся многими поколениями зрителей. Он воплотил в себе лучшие традиции советского приключенческого кино, сочетая динамичный сюжет, высокопрофессиональную режиссуру и яркую игру актеров. И по сей день картина вызывает интерес, вызывая дискуссии о прототипах и художественных допущениях.

2. Осенний марафон

осенний-марафон Лучшие фильмы СССР 1979 - 1

Фильм Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979 года), сценарий к которому написан им в соавторстве с Александром Володиным, – это не просто комедия положений, а тонкая и ироничная сатира на советскую действительность позднего брежневского периода. В центре сюжета – Андрей Бузыкин, роль которого блестяще исполнил Олег Басилашвили, добродушный и добряк, живущий по принципу «всем помочь». Его стремление угодить каждому, казалось бы, похвальное качество, становится причиной целой череды комичных и одновременно драматических ситуаций. Образ Бузыкина, воплощенный Басилашвили с невероятной лёгкостью и глубиной, является одним из самых ярких и запоминающихся персонажей советского кинематографа.

Его окружают колоритные герои, сыгранные плеядой звёзд советского кино: Наталья Гундарева в роли жены Бузыкина, Марина Неёлова – в роли его любовницы, Евгений Леонов – в роли подручного с характерными чертами советского человека того времени, Галина Волчек в своей необычной и запоминающейся роли, а также Норберт Кухинке и Николай Крючков, дополняющие яркий ансамбль. Каждый из них вносит свой вклад в создание живой и достоверной картины общества того времени.

Сюжет фильма строится на постепенном нарастании абсурдных обстоятельств. Бузыкин, пытаясь разобраться в своих личных отношениях, постоянно втягивается в новые приключения. От него уходит жена, разочарованная его нерешительностью и постоянной занятостью, а любовница, уставшая от его вечных отговорок и неспособности сделать выбор, также решает покинуть его. Эти разрывы отношений описываются не как трагедия, а как еще один элемент в бесконечном потоке событий, в которых Бузыкин чувствует себя заложником.

Примечательно, как Данелия и Володин используют образ Осеннего марафона, как метафору жизни главного героя. Он бежит, участвует в марафоне и пытается справиться со всеми проблемами, но это бег на месте, бег в никуда. Эта метафора подчеркивает бесполезность его усилий и невозможность изменить ситуацию без кардинальных изменений в себе самом.

Фильм насыщен отсылками к советской реальности: нехватка товаров, бюрократия, сложности в быту. Но он никогда не становится пессимистическим. Юмор Данелия, его ирония и легкая сатира смягчают острые углы, делая фильм универсально понятным и воспринимаемым зрителями через десятилетия. «Осенний марафон» — это не просто комедия, а философская притча о человеке, потерянном в лабиринте жизни, и его попытках найти свой путь в условиях сложной и противоречивой действительности. Концовка фильма оставляет зрителя с мыслью о том, что изменения возможны, но требуют определённых усилий и готовности к самосовершенствованию.

3. Экипаж 

The-crew-of-the-USSR-film-1024x645 Лучшие фильмы СССР 1979 - 1

Фильм «Экипаж» (1979 года), режиссёрская работа Александра Митты, по праву считается одной из вершин советского кинематографа, культовой картиной, завораживающей своим масштабом и эмоциональной глубиной. Сценарий, написанный в соавторстве Юлием Дунским, Александром Миттой, Валерием Фридом и Борисом Уриновским, погружает зрителя в мир самоотверженности и профессионализма людей, чья жизнь неразрывно связана с небом. Широкоформатная съемка подчеркивает драматизм событий и величие воздушного гиганта. В главных ролях зритель видит звёздный ансамбль: Георгий Жжёнов (в роли командира Гущина), Анатолий Васильев (в роли второго пилота), Леонид Филатов (Скворцов) и Александра Яковлева (стюардесса Тамара).

Сюжет разворачивается вокруг обычного рейса, целью которого является доставка гуманитарной помощи – продовольствия и лекарств – населению, пострадавшему от разрушительного землетрясения. Казалось бы, рутинная миссия, но судьба готовит экипажу тяжёлое испытание. После посадки в зоне бедствия происходит новый, ещё более мощный подземный толчок, в результате которого взлётная полоса получает серьёзные повреждения. Экипажу с трудом удаётся поднять самолет в воздух, но это лишь начало их борьбы за выживание. В процессе взлёта самолет получает значительные повреждения, угрожающие безопасности всех находящихся на борту. Возникает вопрос, сможет ли повреждённый самолет вообще приземлиться, и если да, то как это сделать?

Интересные факты, связанные с созданием фильма, придают ему ещё большую значимость. Так, роль командира экипажа изначально предлагалась Алексею Петренко, но он отказался. В результате героя Гущина с неповторимым характером и харизмой воплотил Георгий Жжёнов. Аналогичная ситуация сложилась с ролью Скворцова. Олег Даль, начавший съёмки, из-за тяжёлой болезни был вынужден оставить проект. Его заменил Леонид Филатов, придавший персонажу свои уникальные интонации и эмоциональную глубину. И наконец, роль стюардессы Тамары сначала предлагалась Елене Прокловой, затем Татьяне Догилевой, и только после отказов двух известных актрис она досталась Александре Яковлевой, которая идеально вписалась в образ смелой и решительной девушки. Выбор актёров – не случайность, а результат тщательного поиска и желания создать потрясающий ансамбль, способный передать весь спектр эмоций и переживаний персонажей.

Фильм «Экипаж» – это не просто история о технической аварии. Это драма о человеческих отношениях, о мужестве и самопожертвовании, о том, как в экстремальных условиях проявляются лучшие качества человека. Это фильм, который не оставляет равнодушным даже через десятилетия после его выхода на экраны. Масштабные съёмки, реалистичные спецэффекты (для своего времени), впечатляющий каст актеров и глубокий сюжет делают «Экипаж» произведением киноискусства, которое заслуживает самого внимательного просмотра и повторного просмотра. Режиссер уделил огромное внимание деталям, от механизмов самолёта до эмоционального состояния каждого персонажа, что позволяет зрителю почувствовать себя практически внутри этой драматической истории. В добавок, фильм «Экипаж» заложил основы для подобных кинолент с воздушной тематикой в позже снятых российских и зарубежных фильмах.

4. Москва слезам не верит

Moscow-does-not-believe-in-tears-USSR-film-1024x777 Лучшие фильмы СССР 1979 - 1

Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979 год), сценарий которого написал Валентин Черных, стал настоящей классикой советского кинематографа и до сих пор вызывает живой интерес у зрителей. В центре сюжета – судьбы трёх подруг, Кати Тихомировой, Людмилы и Антонины, приехавших покорять Москву. Они – три разных характера, три разные судьбы, отражающие сложную реальность жизни провинциальных девушек в мегаполисе. Катя, исполненная Веры Алентовой, является ключевой фигурой. Её образ – это воплощение силы духа, трудолюбия и стойкости. Несмотря на юношескую наивность и романтичные мечты, Катя сталкивается с суровой правдой жизни. Её отношения с красивым, но несерьёзным художником, роль которого исполнил Алексей Баталов, заканчиваются болью и разочарованием. Он покидает её, оставив с ребёнком на руках. Это событие становится переломным моментом в жизни героини.

Фильм детально показывает, как Катя преодолевает трудности. Отсутствие поддержки со стороны бывшего возлюбленного, финансовые проблемы, усталость – всё это не ломает её. Наоборот, Катя с поразительной выдержкой и целеустремлённостью воспитывает дочь, Ольга, роль которой в детстве сыграла Наталья Вавилова, а затем и Елена Проклова, и параллельно делает замечательную карьеру. Её путь — это подлинное воплощение советской женщины, которая, несмотря на все жизненные невзгоды, добивается успеха. Показанный в фильме подъём по карьерной лестнице, от скромной работницы до руководителя, был реалистично отображён, подчёркивая настойчивость и профессионализм героини.

Примечательно, что фильм не идеализирует главную героиню. Он показывает её сомнения, ошибки, моменты слабости. Но именно через преодоление этих трудностей Катя обретает настоящую зрелость и мудрость. Концовка фильма, где она находит свое счастье с достойным человеком, не является сказочным хэппи-эндом, а скорее подтверждением того, что настойчивость, трудолюбие и вера в себя приводят к положительному результату. Ирина Муравьёва, блестяще сыгравшая роль Людмилы, добавляет фильму нотку комизма и лёгкой иронии, контрастируя с серьёзностью и драматичностью судьбы Кати. «Москва слезам не верит» – это не просто любовная история, это фильм о силе духа, о женской самореализации, о трудолюбии и о том, что даже в самых сложных жизненных ситуациях можно найти свое счастье. Фильм стал культурным феноменом и заслужил высокое признание как в СССР, так и за рубежом, получив премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

5. Гараж

Garage-movie-of-the-USSR Лучшие фильмы СССР 1979 - 1

Фильм Эльдара Рязанова «Гараж» (1979), сценарий к которому написан им в соавторстве с Эмилем Брагинским, – это не просто комедия положений, а сатира на советскую действительность конца 70-х. В нём мастерски показана борьба за ограниченное благо – место в престижном гаражном кооперативе, отражающая более широкую картину борьбы за ресурсы и привилегии в тоталитарном обществе. За внешне комичной ситуацией, разворачивающейся за одну ночь в стенах зоологического музея, скрывается глубокий социальный подтекст. Сам выбор локации – музея, хранилища истории и науки, – не случаен. Он подчеркивает абсурдность происходящего: высокомерные интеллигенты, представители научной элиты, ведут себя не как учёные или культурные люди, а как жадные и беспринципные обыватели, готовые ради собственного благополучия переступить через моральные нормы.

В фильме собрался поистине звёздный состав актёров, каждый из которых создал яркий и запоминающийся образ. Лия Ахеджакова, как всегда, блистает в роли энергичной, немного сумасшедшей, но искренне убежденной в своей правоте Сидориной. Ия Саввина воплощает образ мудрой, но немного усталой от жизненной несправедливости женщины. Светлана Немоляева предстаёт в образе элегантной и циничной представительницы интеллигенции. Валентин Гафт, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, Андрей Мягков, Леонид Марков, Игорь Костолевский и Ольга Остроумова – каждый из них играет свою роль с невероятным мастерством, создавая неповторимую атмосферу напряжения и комических ситуаций. Даже второстепенные персонажи, например, Анастасия Вознесенская и Глеб Стриженов, вносят свой вклад в общую картину, подчеркивая многогранность образов и разнообразие социальных типов.

Сюжет фильма крутится вокруг сокращения списка членов кооператива и необходимости «оптимизировать» количество мест в гаражах. Это становится поводом для развязывания бурных дискуссий, в которых проявляются все пороки советского общества: карьеризм, хвастовство, взаимообман, подхалимство, а также противоречие между высокими словами о справедливости и действительными эгоистическими мотивами. Члены кооператива, представители разных социальных слоёв и профессий, спорят, интригуют, пытаются протолкнуть свои кандидатуры, при этом не брезгуя ничем, даже открытым враньём и манипуляциями. Рязанов гениально использует юмор, чтобы обнажить абсурд ситуации и высмеять человеческие пороки.

Но «Гараж» – это не просто сатира на советское общество. Это вечная история о человеческих слабостях, о борьбе за место под солнцем, о попытках достичь своего благополучия любыми средствами. В фильме можно увидеть отражение вечных проблем, актуальных и в наше время: коррупция, неравенство, безразличие к чужой беде. Фильм заставляет задуматься о ценности человеческих отношений, о важности справедливости и морали в любом обществе. Более того, режиссёр мастерски использует сюрреалистические элементы, например, сцены с животными в музее, что подчёркивает абсурдность происходящего и отстранённость героев от реальности. Поэтому «Гараж» остаётся актуальным и интересным для зрителей разных поколений. Он заставляет смеяться, задумываться и изучать сложные социальные явления, скрытые за маской весёлой комедии.

6. Таёжная повесть

The-Taiga-Tale-USSR-film Лучшие фильмы СССР 1979 - 1

Фильм «Таёжная повесть» (1979 года), режиссёрская работа Владимира Фетина, по мотивам главы «Сон о белых горах» из романа Виктора Астафьева «Царь-рыба», представляет собой глубокую и неоднозначную мелодраму-притчу, выбивающуюся из общей канвы советского кинематографа того времени. Сценарий, написанный Альбиной Шульгиной, сосредотачивается на внутреннем мире героев и сложности человеческих взаимоотношений на фоне суровой красоты сибирской тайги. В ролях блистают Михаил Кононов в роли Акима, Светлана Смехнова в роли Эли и Евгений Киндинов в образе Гоги, каждый из которых вносит в фильм свой неповторимый оттенок.

Аким, таёжный охотник, изображенный Кононовым с невероятной достоверностью, представляет собой архетип человека, тесно связанного с природой, почти мистически ощущающего её ритмы. Он не образован, его жизнь проходит в отдалении от цивилизации, и в нём есть что-то от монаха-отшельника, человека, нашедшего свой покой и смысл в единении с дикой природой. Его минималистский быт, сосредоточенность на ежедневной борьбе за выживание подчёркивают его духовную силу и способность к самопожертвованию.

Внезапное появление в его зимовье умирающей Эли, брошенной циничным и эгоистичным Гогой, становится переломным моментом в жизни Акима. Гога, показывая свою слабость перед лицом непреодолимых обстоятельств, символизирует разрушительную силу эгоизма и бездуховности, контрастируя с самоотверженностью Акима. Он оставляет Элю, не в силах преодолеть трудностей пути и собственного страха, предпочитая личное благополучие человеческой жизни. Этот момент подчеркивает тему ответственности и выбора в экстремальных условиях.

Аким же, несмотря на тяжелый труд и собственные проблемы с выполнением планов (что важно для контекста советского кино, подчеркивающего важность трудовой дисциплины), берет на себя ответственность за жизнь Эли. Он проявляет необычайную заботу и терпение, выхаживая ее, его действия диктуются не только состраданием, но и глубоким чувством человечности.

Когда Эля приходит в себя, между ними возникает сложная и глубокая связь, полная как нежности, так и трагической невозможности. Они представляют собой два разных мира, две разные системы ценностей. Эля – представительница урбанизированного общества, и для неё мир Акима – это что-то непонятное, даже пугающее. А для Акима Эля – это чудо, символ красоты и нежности, пришедший в его суровый и отшельнический мир. Эта разница не позволяет им быть вместе. Любовь, зародившаяся в таёжной глуши, оказывается под властью непреодолимых обстоятельств и различий в их образе жизни.

Фильм «Таёжная повесть» – это не просто история любви. Это философское повествование о человеческих отношениях, о ценности жизни, о выборе между личными амбициями и состраданием, о противостоянии цивилизации и природы. Работа Владимира Фетина, во многом оставшаяся недооценённой, представляет собой выдающийся образец советского кино, с глубоким психологизмом, замечательной игрой актеров и завораживающими пейзажами сибирской тайги. Фетин, режиссёр таких известных фильмов, как «Донская повесть», «Полосатый рейс» и «Сладкая женщина», часто оказывался за пределами главного внимания критики и зрителей, хотя его работы отличались оригинальностью и глубиной постановки. «Таёжная повесть» – яркое тому подтверждение, фильм, который заслуживает внимания и переосмысления в современном контексте. Он показывает вечные ценности, которые не теряют своей актуальности и сегодня. В нём затронуты темы одиночества, любви, смысла жизни, и всё это происходит на фоне величественной и неприступной сибирской природы, которая играет роль не только пейзажного фона, но и активного участника сюжетной линии, подчеркивая бессилие человека перед лицом природы и его возможность найти с ней гармонию.

7. Отель «У погибшего альпиниста»

The-Dead-Climbers-Hotel-USSR-film Лучшие фильмы СССР 1979 - 1

Фильм «Отель «У погибшего альпиниста»», снятый в 1979 году режиссёром Григорием Кромановым по мотивам одноимённого романа братьев Стругацких, представляет собой захватывающую детективную драму, наполненную загадками и напряжённой атмосферой. Сценарий, написанный самими Аркадием и Борисом Стругацкими, мастерски переносит на экран мрачную и непредсказуемую атмосферу горной гостиницы, отрезанной от внешнего мира. В ролях блистают Улдис Пуцитис, Юри Ярвет и Лембит Петерсон, создавая яркие и запоминающиеся образы персонажей, каждый из которых потенциально может оказаться убийцей.

Сюжет разворачивается вокруг инспектора полиции (Пуцитис), прибывшего в удалённый отель «У погибшего альпиниста» в связи с экстренным вызовом. Однако по прибытии он не обнаруживает признаков преступления, лишь странные, тревожные мелочи, бросающиеся в глаза. Атмосфера гостиницы таинственна и угнетающая; гости ведут себя скрытно, и каждый скрывает свои тайны. Ощущение безысходности усиливается изолированностью отеля, окружённого суровыми горными пейзажами, что создаёт ощущение клаустрофобии и нарастающего напряжения.

Инспектор, планируя покинуть отель, неожиданно оказывается заложником ситуации: с гор сходит разрушительная снежная лавина, отрезая отель от внешнего мира и превращая его в ловушку. Вскоре после этого обнаруживается тело убитого постояльца, что резко обостряет интригу. Расследование превращается в гонку со временем, где каждый из постояльцев становится подозреваемым. Режиссер мастерски использует приемы саспенса, создавая у зрителя ощущение нарастающего напряжения и неопределённости. Каждая деталь, каждый взгляд, каждое слово обретают новый смысл в контексте происходящего.

Фильм «Отель «У погибшего альпиниста»» — это не просто детективная история, это глубокое исследование человеческой психологии, проявление моральных дилемм и исследование тем одиночества, отчаяния и скрытых мотивов. Братья Стругацкие, известные своими философскими произведениями, вложили в роман и экранизацию глубокий подтекст, заставляющий зрителя задуматься о природе добра и зла, о цене человеческой жизни и о том, как легко человек может потеряться в лабиринте собственных страхов и желаний. Картина, дублированная на киностудии «Ленфильм», и сегодня остается образцом качественного советского кино, захватывающего зрителя с первых кадров и оставляющего неизгладимое впечатление после просмотра. Нельзя не отметить мастерскую работу оператора, передающего величественную красоту горных пейзажей и одновременно подчеркивающего клаустрофобическую атмосферу отеля. Фильм не только захватывает интригующим сюжетом, но и заставляет задуматься о человеческой природе и о цене выбора в экстремальных условиях. Он стоит того, чтобы его пересмотреть и сегодня, и, безусловно, останется классикой жанра на долгие годы.

Отправить комментарий