Самое кассовое кино СССР 1985
1) Новые Амазонки (Польша) 1984г
Польская кинокомедия «Сексмиссия», вышедшая на экраны в 1984 году, под названием «Новые Амазонки» покорила советские кинотеатры, собрав невероятную аудиторию в 49 миллионов зрителей. Замена оригинального, слишком откровенного для советской цензуры, названия на более нейтральное, отражает дух времени – перестройка уже набирала обороты, и общество постепенно избавлялось от жестких моральных ограничений. Однако, даже с учетом этого контекста, успех фильма остается феноменом, требующим более глубокого анализа.
Сюжет, на первый взгляд, прост до банальности: двое мужчин, предпринимая дерзкий научный эксперимент, подвергают себя криогенному замораживанию. Пробуждаясь пятьдесят лет спустя, они обнаруживают себя в мире, полностью населенном женщинами – обществе, построенном по принципам матриархата, с собственными законами и укладом жизни. Однако, простота сюжета обманчива. Фильм затрагивает множество тем, актуальных как для 80-х годов, так и для современности. Это и критика тоталитаризма, и исследование гендерных ролей, и сатира на общественные устои. Сам мир «Новых Амазонок» представлен не как утопия или антиутопия, а как сложная и противоречивая система, своими преимуществами и недостатками. Женщины, лишенные мужского присутствия на протяжении столь долгого времени, формируют уникальную социальную структуру, в которой традиционные представления о семье, работе и отношениях пересматриваются кардинально.
Однако, многие зрители, шли на фильм, ожидая прежде всего эротических сцен. Действительно, некоторые эпизоды содержат откровенные сцены, которые были необычными для советского кинопроката. Но важно понимать, что эротика в «Сексмиссии» – это не просто демонстрация обнаженных тел. Она служит средством выражения свободы, самоидентификации и поиска новых форм взаимоотношений в этом альтернативном женском мире. Эротические сцены, хотя и присутствуют, не являются доминирующим элементом фильма. Они вплетены в сюжетную ткань, подчеркивая изменения в социальной динамике и ощущении свободы в этом обществе.
Нельзя не отметить и режиссерскую работу Юлиуша Махульского. Он умело сочетает комедию с социальной сатирой и философскими размышлениями. Фильм наполнен яркими персонажами, забавными ситуациями и непредсказуемым сюжетом. Несмотря на некоторые упрощения и недочеты, «Сексмиссия» остается ярким и незабываемым произведением польского кинематографа, продолжающим вызывать дискуссии и интерес у зрителей и киноведов по сей день. Его успех в СССР, вероятно, объясняется не только эротическими сценами, но и острым социальным подтекстом, резонирующим с настроениями перестроечного периода, а также относительной новизной жанра научной фантастики в советском кино. Фильм позволил советскому зрителю взглянуть на общество с необычного угла, задав вопросы о гендерных ролях и возможностях альтернативных социальных устройств.
2) Самая обаятельная и привлекательная (СССР) 1985г.
Фильм «Самая обаятельная и привлекательная», выпущенный в 1985 году, стал настоящим культурным феноменом в Советском Союзе, привлекший внимание почти 45 миллионов зрителей. Это комедийное произведение, созданное под руководством талантливого режиссера Геральда Бежанова, считается одной из вершин советского кинематографа. Бежанов, который через два года представит зрителям еще одну значимую работу — «Где находится нофелет», в этом фильме проявил свои лучшие качества как мастера, способного передать сложные человеческие эмоции и переживания.
Сценарий к фильму написан Анатолием Эйрамаджаном, который продемонстрировал глубокое понимание жизни, что сделало сюжет поистине убедительным и жизненным. Главная героиня, женщина-социолог, решает помочь своей подруге, которая испытывает трудности в личной жизни, найти спутника. Этот процесс поиска оказывается не только серьезным, но и наполненным комическими ситуациями, что делает фильм легким для восприятия. Зрителям становится интересно следить за тем, как героиня пытается завоевать сердце своего избранника, сталкиваясь с множеством забавных моментов.
Что делает фильм особенно привлекательным, так это возможность узнать в персонажах себя. Каждому зрителю знакомы переживания и неудачи в любви, что создает сильную эмоциональную связь с героями. В фильме ярко представлены такие звезды, как Ирина Муравьева, которая в этом проекте достигла своего звездного часа, а также другие талантливые актеры, включая Т. Васильеву, А. Абдулова, Л. Куравлева, Л. Удовиченко и А. Ширвиндта. Каждый из них добавляет свою уникальную ноту в общую симфонию фильма, что делает его многослойным и увлекательным.
Кроме того, фильм стал символом целой эпохи, отражая настроения и ценности советского общества. Он поднимает важные вопросы о любви, дружбе и поиске своего места в жизни, что делает его актуальным и по сей день. Зрители могут не только смеяться над комичными ситуациями, но и задумываться о собственных отношениях и жизненных выборах. Таким образом, «Самая обаятельная и привлекательная» остается не только развлекательным, но и глубоким произведением, способным тронуть сердца людей разных поколений.
3) Конвой (США) 1978г.
Американский фильм «Конвой» 1978 года, собравший невероятные 35 900 000 зрителей в кинотеатрах, стал настоящим культурным феноменом. Успех картины объясняется не только захватывающим сюжетом и харизматичными персонажами, но и контекстом эпохи. В 70-е годы США переживали период социальной и экономической неопределенности, и «Конвой», с его изображением бунта против системы, отражал настроения общества. Важно понимать, что путь фильма на экраны не был простым. Хотя сегодня цензура часто представляется как исключительно негативное явление, в то время она выполняла определённую функцию, отсеивая низкопробные ленты и обеспечивая, пусть и косвенно, некий уровень качества кинематографической продукции. Да, «Конвой» прошёл через этот фильтр, и его успех подтверждает, что в системе цензурирования были и позитивные стороны. Этот механизм гарантировал, что на экраны выходили не только идейно выверенные, но и технически отшлифованные фильмы.
Несмотря на то, что к 1985 году фильм уже не считался новинкой, он продолжал удерживать внимание зрителей. Его пересматривали несколько поколений, и это говорят о вневременной привлекательности истории. В «Конвое» можно увидеть романтизированное представление Америки того времени: образ мужественных дальнобойщиков в потёртых джинсах, красивых и стройных женщин, все это создавало определённый культ. Эта ностальгия по идеализированной Америке, которую многие никогда не видели, является ещё одним ключом к пониманию успеха фильма.
Сюжет «Конвоя» сосредоточен на фигуре шофёра, известного под псевдонимом «Резиновый Утёнок». Этот персонаж, символизирующий простого человека, ставшего лидером протеста, возглавляет колону дальнобойщиков в своём бунте против несправедливой системы и произвола властей. Фильм представляет собой не просто роуд-муви, но и некую социальную сатиру, отражающую проблемы рабочего класса и несовершенство регулирующих органов. Сам жанр роуд-муви был очень популярен в 70-е, и «Конвой» стал ярким представителем этого жанра, смешивая акшен, комедию и драму. В фильм вплетены элементы черного юмора, драматические моменты, преследующие героев на протяжении всего пути, создавая атмосферу напряжения и приключения. Конечно, в современном мире многие моменты фильма могут казаться наивными или упрощенными, но он остается ярким образцом кинематографа своей эпохи и продолжает вызывать интерес у зрителей благодаря динамичному сюжету и ярким персонажам. Режиссер Сам Пекинпа с умением сбалансировал комедийные и драматические элементы, создавая яркий и запоминающийся образ американской дороги и жизни дальнобойщиков.
Стоит отметить, что фильм сделал значительную заслугу в популяризации американского дальнобойного движения, привлекая внимание общественности к их трудностям и проблемам. И хотя он идеализировал образ дальнобойщиков, этот идеализированный образ создавал чувство романтики и свободы, что является определяющей чертой жанра роуд-муви и способствовало успеху картины.
4) Груз без маркировки (СССР) 1984г.
«Груз без маркировки» — это советский политический боевик, вышедший на экраны в 1984 году и собравший впечатляющие 32,5 миллиона зрителей. Фильм стал знаковым в своем жанре, отражая реалии того времени и поднимая важные социальные и политические вопросы.
Сюжет разворачивается вокруг старпома одного из судов, принадлежащих капстране, который получает опасное задание — доставить крупную партию наркотиков. Это не просто коммерческая операция, а настоящая игра на грани, где ставки невероятно высоки. В процессе выполнения задания судно заходит на дозаправку в один из советских портов, что добавляет напряженности в историю.
Старпом, осознавая риск, связанный с таможенным контролем, начинает паниковать. Он понимает, что если инспекторы заподозрят неладное, его жизнь и свобода окажутся под угрозой. Чтобы избежать проблем, он решает прибегнуть к крайним мерам: с помощью дозы наркотиков пытается вывести из игры капитана судна, который отказывается подчиняться его требованиям. Это решение показывает, на что готовы пойти люди, когда речь идет о выживании и деньгах.
Однако в этом запутанном деле есть и тот, кто готов противостоять коррупции и беззаконию. Советский инспектор таможни Евгений Стенько, обладая проницательностью и стойким характером, начинает подозревать, что что-то не так. Он не собирается закрывать глаза на нарушения и решает разоблачить старпома и его подельников. Стенько становится символом правосудия, его действия подчеркивают важность честности и профессионализма в борьбе с преступностью.
Фильм не только развлекает зрителей, но и заставляет задуматься о моральных дилеммах, с которыми сталкиваются люди в экстремальных ситуациях. В нем показаны не только преступные схемы, но и внутренние конфликты персонажей, их страхи и надежды. «Груз без маркировки» стал не просто кинематографическим произведением, а настоящим отражением общественных настроений и вызовов того времени.
Важно отметить, что в советском кино 80-х годов подобные фильмы часто использовали элементы социальной критики, что делало их актуальными и резонирующими с аудиторией. В «Грузе без маркировки» эта критика проявляется через призму борьбы между добром и злом, а также через исследование человеческой природы в условиях давления и искушений.
Таким образом, фильм оставил заметный след в истории советского кинематографа, демонстрируя, как искусство может поднимать важные вопросы и вдохновлять зрителей на размышления о справедливости и морали.
5) Зимняя вишня (СССР) 1985г.
«Зимняя вишня» — это мелодрама, выпущенная в 1985 году, которая оставила значительный след в истории советского кино. Режиссером картины стал Игорь Масленников, известный прежде всего своей работой над культовой серией фильмов о Шерлоке Холмсе. Его интерпретация произведений Артура Конан Дойла была признана одной из лучших в мире, и именно благодаря этому Масленников завоевал широкую популярность и признание.
Что касается «Зимней вишни», то этот фильм стал важным этапом в его карьере, хотя и был подвержен влиянию перестроечных изменений, которые затрагивали все сферы жизни в СССР. В картине переплетаются мелодрама и элементы социальной критики, что делает её не только интересной для зрителей, но и актуальной на фоне тех изменений, которые происходили в обществе. Фильм рассказывает о сложных отношениях между людьми, о любви и утрате, о поисках смысла жизни в условиях перемен.
Интересно, что Игорь Масленников снял четыре части «Зимней вишни», каждая из которых привносила что-то новое, но сохраняла атмосферу оригинала. В каждой из частей можно увидеть множество известных актеров того времени, таких как Ирина Муравьева и Александр Панкратов-Черный, которые стали настоящими звездами советского кино. Их игра и харизма помогли создать незабываемые образы, которые до сих пор остаются в памяти зрителей.
Фильм собрал внушительные 32,1 миллиона зрителей в прокате, что говорит о его популярности и значимости для аудитории. «Зимняя вишня» стала не просто фильмом, а настоящим культурным феноменом, отражающим дух времени и переживания людей, которые искали любовь и надежду в сложные времена. Благодаря мастерству Масленникова, картина продолжает оставаться актуальной и по сей день, вызывая у зрителей ностальгические чувства и желание вновь погрузиться в мир, созданный на экране.
6) Чёрная стрела (СССР) 1985г.
Фильм «Чёрная стрела», выпущенный в 1985 году в СССР и снятый режиссером Сергеем Тарасовым, стал значимым событием в мире кино и экранизаций классических литературных произведений. Эта лента основана на одноименном романе Роберта Льюиса Стивенсона, который, как и другие произведения о рыцарях, пользовался огромной популярностью среди читателей. В 1982 году Тарасов уже адаптировал «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго» Вальтера Скотта, что подтвердило его интерес к рыцарской тематике и историческим романам.
В то время, когда эти книги были настоящими бестселлерами, читатели активно искали захватывающие истории о благородстве, чести и приключениях. Эти романы о рыцарях привлекали внимание не только детей, но и взрослых, что делало их обязательными к прочтению для многих. Название «Чёрная стрела» само по себе стало мощным маркетинговым инструментом, которое привлекало зрителей в кинотеатры. Оно вызывало ассоциации с приключениями, романтикой и эпическими сражениями, что, безусловно, способствовало успеху фильма.
Съемки проходили в живописных местах Эстонии, где архитектура и природные пейзажи органично сочетались с атмосферой средневековья, о которой рассказывает фильм. Эстония, с её старинными замками и крепостями, стала идеальной локацией для воссоздания исторической эпохи, что добавило фильму визуальной привлекательности и аутентичности.
Фильм «Чёрная стрела» стал настоящим хитом, собрав в прокате около 29 900 000 зрителей, что говорит о его популярности и высоком интересе публики к этому жанру. Кинофильм не только развлекал, но и способствовал возрождению интереса к классической литературе, вдохновляя новое поколение на чтение произведений великих авторов.
Таким образом, «Чёрная стрела» — это не просто экранизация, а культурное явление, которое оставило заметный след в советском кинематографе и продолжает вдохновлять зрителей и любителей истории до сих пор. Фильм стоит пересмотреть тем, кто ценит приключенческое кино и хочет погрузиться в мир рыцарей и их подвигов.
7) Не ходите девки замуж (СССР) 1985г.
Фильм «Не ходите, девки, замуж», выпущенный в 1985 году, стал одной из ярких комедий советского кинематографа и был снят режиссером Евгением Герасимовым, известным, прежде всего, как талантливый актёр, который сыграл запоминающуюся роль робота в культовом фильме «Гостья из будущего». Сценарий к этой комедии написал Сергей Бодров старший, который в своей работе часто затрагивал темы, близкие и понятные простым людям.
Сюжет фильма разворачивается вокруг директора колхоза, который, вернувшись из командировки, обнаруживает, что все девушки покинули родное село в поисках счастья и лучшей жизни в городе. Это создает серьезную проблему для сельского хозяйства, так как в колхозе не осталось ни одной потенциальной невесты для местных парней. Однако, несмотря на трудности, директор решает не сдаваться. Он проявляет инициативу и предприимчивость, что является типичным для образа советского руководителя.
Чтобы привлечь молодёжь обратно в колхоз, он принимает смелое решение построить современный животноводческий комплекс. Это не только улучшит условия труда, но и создаст рабочие места для молодых людей. Кроме того, директор организует фольклорный ансамбль, который становится важной частью его плана. Ансамбль не только привлекает внимание, но и помогает вернуть девушек, которые уехали в город. Выступления ансамбля по телевидению становятся настоящим хитом, что способствует популяризации колхоза и его деятельности.
В фильме можно увидеть множество известных актёров, таких как Валентин Невинный, Нина Русланова, Татьяна Догилева, а также Валерий Леонтьев, который, хоть и не так известен в кино, но стал ярким дополнением к актерскому составу. Их игра добавляет фильму колорита и обаяния, а комедийные ситуации, в которые попадают герои, заставляют зрителей смеяться и сопереживать.
Фильм стал настоящим хитом и привлёк внимание более 29 миллионов зрителей, что говорит о его популярности и актуальности в советском обществе того времени. Он не только развлекал, но и поднимал важные социальные вопросы, такие как необходимость возвращения к корням, сохранение традиций и важность сообщества.
Таким образом, «Не ходите, девки, замуж» — это не просто комедия, а фильм, который отражает дух времени, показывает, как можно справляться с трудностями и восстанавливать связи между людьми, что делает его актуальным и по сей день.
8) Пришла и говорю (СССР) 1985г.
Фильм-ревю «Пришла и говорю», вышедший на экраны СССР в 1985 году, представляет собой уникальное явление в советской кинематографии. Это не традиционное кино с развивающимся сюжетом и драматической аркой, а скорее музыкальный концерт, запечатлённый на плёнке. Режиссёр Наум Ардашников, взявший на себя смелую задачу визуализировать творчество Аллы Пугачёвой на пике её популярности, создал своеобразный портрет яркой звезды советской эстрады того времени. Сценарий, написанный Ильёй Резником, минимизирует сюжетную линию, сосредоточиваясь на музыкальных номерах и ярких сценических образах. Вместо завязки, кульминации и развязки зритель получает серией музыкальных композиций, показывающих разные грани таланта Пугачёвой.
Фильм предоставляет зрителям возможность насладиться не только голосом Аллы Борисовны, но и полюбоваться её сценическими костюмами, хореографией и взаимодействием с другими артистами. Среди участников проекта можно выделить Бориса Моисеева, чей яркий и неординарный стиль отлично вписался в атмосферу спектакля. Помимо них, на экране появляются другие известные в то время артисты, создавая живой и динамичный ансамбль. Режиссёр искусно использует световые эффекты, камерные съёмки, чтобы подчеркнуть эмоциональность музыки и выразительность исполнителей.
Учитывая общее количество зрителей, составившее 25 700 000 человек, можно с уверенностью сказать, что фильм «Пришла и говорю» стал культовым явлением своей эпохи. Это свидетельство исключительной популярности Аллы Пугачёвой и способности режиссёра передать эту популярность на экран, создав кино-концерт, запомнившийся миллионам советских зрителей. Интересно отметить, что фильм отражает не только творчество Пугачёвой, но и общее культурное состояние СССР середины 1980-х годов, его музыкальные тенденции и эстетические предпочтения. Фильм является важной частью истории советского кино и музыки, хранящей в себе дух времени и воплощая образ яркой эпохи. Отсутствие завершенного сюжета не снижает его художественную ценность, а, напротив, подчёркивает его концертную природу и ориентацию на музыкальное содержание. Более того, такой подход позволял широкой аудитории ознакомиться с творчеством Пугачевой, которую многие знали лишь по радио и телевидению.
9) Банзай (Франция) 1983г.
Французская комедия «Банзай» 1983 года режиссёра Клода Зиди с участием популярного тогда актёра Колюша, несмотря на свой кассовый успех, свидетельствует о специфике юмора начала 1980-х. Фильм, собравший более 25 миллионов зрителей во Франции, сегодня кажется устаревшим и местами наивным. Его популярность в своё время объясняется несколькими факторами, которые уже не так актуальны в современной киноиндустрии.
Во-первых, сатира на бюрократию и абсурдность определённых социальных институтов, представленная в «Банзай», была остро актуальна в начале 80-х, на фоне экономического спада и распространения чувства неуверенности в будущем. Колюш, мастер эксцентричной игры, идеально воплотил образ героя, запутавшегося в лабиринтах жизненных обстоятельств. Его персонаж, страховой агент, бегает по всему миру, преследуемый комичными невзгодами, что являлось отражением романтизированного образа свободы и приключений, популярного в то время.
Сюжет действительно запутан: центральная линия – отношения страхового агента и стюардессы, которые мечтают пожениться, но постоянно сталкиваются с непреодолимыми, хотя и комичными, препятствиями. Эти препятствия часто выглядят слишком надуманными по современным меркам, но в контексте кинематографа того времени они воспринимались как нечто оригинальное и смешное. Сам юмор основан на физической комедии, словесных играх и нелепых ситуациях, характерных для фарса. Зиди использует много гротеска и буффонады, что было типично для комедий эпохи.
Интересно отметить, что успех «Банзай» также связан с личностью Колюша. Он был не просто актёром, но и культовой фигурой, его образ быстро завоевал сердца французской публики. Фильм стал своеобразным отражением его популярности, а не только результатом высокого качества кинопроизводства. Сегодня «Банзай» представляет собой интересный исторический артефакт, позволяющий понять вкусы и представления о юморе народа Франции в начале 1980-х годов, о времени, когда простодушие и явный фарс были более приемлемы, чем сегодня. Несмотря на то, что современный зритель может найти сюжет слишком предсказуемым, а юмор – немного навязчивым, «Банзай» остаётся свидетельством своего времени и феномена популярности Колюша.
10) Сокровища древнего храма (Индия) 1983г.
Фильм «Сокровища древнего храма» (1983 года), собравший в Советском Союзе невероятную аудиторию в 24 500 000 зрителей, стал ярким, хоть и запоздалым, свидетельством былой популярности индийского кино. В то время, когда интерес к болливудским картинам в СССР уже начал заметно снижаться, даже участие суперзвезды того времени, Митхуна Чакраборти, известного по культовому фильму «Танцор Диско», не гарантировало безоговорочного успеха. Тем не менее, фильм всё же сумел занять десятое место в прокате, напоминая о былой эпохе безусловной любви советской публики к индийским мелодрамам.
Сюжет картины, типичный для индийского кино того периода, представляет собой классическую историю о семейных интригах и борьбе за наследство. Центральный конфликт разворачивается вокруг двух братьев. Младший брат, движимый жадностью и желанием завладеть состоянием, клевещет на старшего, пытающегося лишить его доли в наследстве, представляющем собой сокровища древнего храма, что добавляет сюжету привкус приключений. Однако, злодеяния младшего брата не ограничиваются лишь клеветой. Он стремится полностью устранить претендентов на наследство – семью старшего брата. Эта часть сюжета изобилует драматическими поворотами и непредсказуемыми событиями.
Дети старшего брата чудом избегают смерти, однако, их судьбы разные и трагические. Девочка оказывается в приюте, где девочек, по сюжету фильма, подвергают жестокому обращению, что подчеркивает социальную остроту картины. Судьба мальчика ещё более запутанная: его усыновляет жена младшего брата, которая, по всей видимости, использует ребёнка для собственных корыстных целей, маскируя его под своего сына. Здесь стоит отметить некую неясность в сюжете: детали того, как это удалось жене младшего брата, потеряны в памяти — потребуется повторный просмотр, чтобы разобраться во всех нюансах интриги. Этот момент, вероятно, и придает фильму определённую непредсказуемость и заставляет сопереживать героям.
Примечательно, что в киноленте наряду с драматической линией прослеживаются элементы приключенческого жанра, связанные с поисками сокровищ древнего храма, что добавляет фильму динамичности. Однако, несмотря на интригующий сюжет и масштабные сцены, фильм не избежал некоторых условностей, характерных для индийского кино того времени. Например, некоторые сценарные ходы кажутся слишком упрощенными, а конфликт между братьями намеренно заостряется, чтобы подчеркнуть тему семейной драмы.
Наконец, нельзя не отметить роскошные костюмы, яркие краски и запоминающиеся танцевальные номера, ставшие визитной карточкой индийского кино. Возвращаясь к Митхуну Чакраборти, его присутствие на экране действительно привносит особое ощущение тепла и ностальгии, позволяя зрителям насладиться атмосферой эпохи. По сути, «Сокровища древнего храма» — это прекрасная иллюстрация индийского кинематографа того времени, со всеми его достоинствами и недостатками, оставившая яркий след в памяти миллионов советских зрителей.
Отправить комментарий