Высоцкий — 7 выдающихся ролей в кино
1) «Место встречи изменить нельзя» 1979
Культовая советская криминальная драма «Место встречи изменить нельзя», вышедшая на экраны в 1979 году, до сих пор вызывает огромный интерес у зрителей разных поколений. Главную роль следователя Глеба Жеглова блестяще исполнил Владимир Высоцкий, создав один из самых запоминающихся и любимых образов в истории советского кино. Его партнер по фильму, Владимир Конкин, в роли Шарапова, гармонично дополнил образ Жеглова, создав динамичный и убедительный дуэт. Интересно, что фильм, снятый за два года (1978-1979), основан на романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», но существенно отличается от литературного первоисточника, фокусируясь на более динамичном сюжете и ярких характерах. Пятисерийная структура позволила раскрыть психологию персонажей и подробно изобразить атмосферу послевоенной Москвы.
Выбор Высоцкого на роль Жеглова был далеко не очевиден. Братья Вайнеры, авторы романа, рассматривали многих известных актеров, в том числе Сергея Шакурова и Николая Губенко, оба из которых обладали несомненным талантом и харизмой. Однако, кинопробы наглядно продемонстрировали, что только Высоцкий смог полностью погрузиться в образ Жеглова, передать его сложный внутренний мир, жесткость и цинизм, смягченные глубокой человечностью и принципиальностью. Высоцкий не просто сыграл Жеглова – он прожил его жизнь на экране. Его интонации, жесты, взгляд – все говорило о непоколебимой верности своему долгу и убежденности в своей правоте. Нельзя не отметить уникальное совпадение характера актера и его героя: прямолинейность, неуступчивость, резкость, с другой стороны, острая чувствительность и способность к глубоким переживаниям.
Знаменитые фразы Жеглова, от «Берегитесь автомобилей» до философских размышлений о морали и справедливости, стали крылатыми выражениями, прочно вошедшими в народный лексикон. Они звучат так органично и естественно, что трудно поверить, что это всего лишь реплики из фильма. Высоцкий сумел придать им такую аутентичность, что они воспринимаются как проявление глубинных мыслей и убеждений самого актера. Возможно, именно это объясняет постоянную популярность фильма у зрителей разных возрастов и социальных групп. Образ Жеглова, созданный Высоцким, превзошел рамки экрана и стал символом сильной личности, не боящейся идти против течения и стоящей на страже справедливости. Более того, фильм стал реальным историческим документом своего времени, отражая реалии послевоенной жизни и работы милиции. Даже детали одежды и быта персонажей помогают понять атмосферу эпохи. В целом, «Место встречи изменить нельзя» остается не только увлекательным детективом, но и глубоким исследованием человеческой природы, за что его по-прежнему ценят и любят миллионы зрителей.
2) «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976г.)
Фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», вышедший в 1976 году, представляет собой яркую экранизацию произведения А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». В главной роли арапа Ибрагима Петровича Ганнибала выступает знаменитый Владимир Высоцкий, который с большим энтузиазмом подошёл к созданию своего персонажа. Высоцкий не только вжился в роль, но и принёс две оригинальные песни для фильма — «Купола» и «Разбойничья». Однако, несмотря на его желание, эти музыкальные номера не были включены в финальную версию картины, так как режиссёр Александр Митта не смог найти подходящих эпизодов для их использования.
Музыка в фильме была написана известным композитором Альфредом Шнитке, что добавило особую атмосферу к картине. Фильм отличается лёгким и непринуждённым стилем, что делает его доступным для широкой аудитории. Тем не менее, в нём присутствует и глубокая идея, отражающая культурные и исторические аспекты времени Петра I. В роли самого царя Петра Первого выступает Алексей Петренко, который прекрасно передаёт харизму и решительность своего героя.
Несмотря на критику, фильм стал настоящим кассовым хитом, заняв седьмое место в кинопрокате СССР в 1976 году и собрав впечатляющие 35 900 000 зрителей. Это свидетельствует о том, что зрители оценили не только актёрскую игру, но и саму идею, заложенную в сценарии. Интересно, что фильм стал одним из немногих, в которых Высоцкий проявил свой актёрский талант в полной мере, сочетая драматические и комические моменты, что добавляет фильму особую атмосферу.
Кроме того, стоит отметить, что фильм затрагивает вопросы межкультурных отношений и преданности, что делает его актуальным и в современном контексте. Высоцкий, как всегда, смог передать сложные эмоции своего персонажа, что делает его игру запоминающейся и глубокой. Таким образом, «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» остаётся важным произведением в истории советского кино, сочетая в себе элементы истории, музыки и театра.
3) «Вертикаль» 1966г.
Фильм «Вертикаль», снятый в 1966 году будущими мэтрами советского кино Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым в качестве дипломной работы, стал настоящим трамплином к всесоюзной славе Владимира Высоцкого. Это был не просто удачный дебют – это был взрыв. Масштаб события трудно переоценить, ведь дипломная работа двух студентов превратилась в культурное явление, заложившее основу для будущей легенды Высоцкого. Интересно, что изначально роль радиста, впоследствии блестяще исполненную Высоцким, предлагали Юрию Визбору. Однако Визбор отказался, и сценарий, поначалу показавшийся Высоцкому не слишком захватывающим, приобрел для него особую ценность благодаря возможности продемонстрировать свой талант автора-исполнителя. Это стало одним из ключевых моментов, определивших его дальнейшую карьеру.
В фильме прозвучали четыре песни Высоцкого: «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек…», «Баллада об альпийских стрелках» и «Прощание с горами». Каждая из них – отдельная яркая страница его творчества, отражающая темы дружбы, жизни и смерти, столкновения с преградами и поиска смысла. Примечательно, что песня «Скалолазка», также написанная Высоцким для фильма, по каким-то причинам не вошла в финальный монтаж, став, тем не менее, популярной отдельно. Это вызывает интерес у исследователей творчества поэта и музыканта, заставляя искать причины такого решения режиссёров. Возможно, отказ был связан с временными ограничениями или с творческими разногласиями.
Съёмки фильма потребовали от актёров серьезной физической подготовки. Вся съёмочная группа, включая Высоцкого, прошла курс альпинистской подготовки в настоящих горных условиях, что придало фильму неповторимую достоверность и реалистичность. Завершив работу над фильмом, все актёры получили значок «Альпинист СССР» – подтверждение их усилий и профессионализма.
Фильм вышел на экраны в 1967 году и, несмотря на скромное 81-е место в прокате, собрал 13 миллионов зрителей. Этот, казалось бы, не слишком впечатляющий результат, не отражает истинного влияния картины. «Вертикаль» стала культовым фильмом, оказавшим значительное влияние на формирование имиджа Высоцкого как уникального артиста. В том же году фирма «Мелодия» выпустила гибкую пластинку с песнями Высоцкого из фильма, что свидетельствует о быстром росте популярности как самого фильма, так и его песен. Значительным было и то, что на обложке пластинки были напечатаны тексты всех песен – это позволило широкому кругу слушателей ознакомиться с творчеством Высоцкого.
Интересен и сам процесс создания музыки к фильму. Высоцкий не просто написал песни – он глубоко прочувствовал атмосферу альпинистской жизни, его музыка органично вписалась в сюжет, усилив эмоциональное воздействие картины. Композиции отражали душевные переживания героев, их стремления, их борьбу с природой и самими собой. Песни из фильма «Вертикаль» до сих пор остаются любимыми многими поколениями слушателей, свидетельствуя о вечном значении таланта Владимира Высоцкого и уникальности этого кинопроекта. И даже спустя десятилетия, «Вертикаль» продолжает привлекать внимание своей искренностью, драматизмом и неповторимым звучанием. А вопрос о том, почему «Скалолазка» не попала в фильм, по-прежнему остаётся предметом дискуссий среди киноведов и поклонников творчества великого маэстро.
4) «Хозяин тайги» 1968г.
Фильм «Хозяин тайги», вышедший на экраны в 1969 году, стал заметным событием в советском кинематографе, не в последнюю очередь благодаря участию в нём двух ярких звёзд — Валерия Золотухина и Владимира Высоцкого. Золотухин, исполнивший главную роль и активно участвовавший в создании фильма, настоял на приглашении Высоцкого на роль Ивана Рябого. Их крепкая дружба, зародившаяся ещё на съёмках фильма «Интервенция», сыграла решающую роль в этом кастинге. Выбор Высоцкого был, безусловно, удачным — его харизма и неповторимый тембр голоса идеально подошли для образа бунтарского, свободолюбивого Рябого.
Съёмки проходили в живописных и суровых ландшафтах Красноярского края, на берегах реки Мана. Красота сибирской природы стала прекрасным фоном для развития драматичной истории, наполненной приключениями и конфликтами. Атмосфера съёмочной площадки, по воспоминаниям очевидцев, была насыщена творческой энергией. Высоцкий, известный своей импровизацией и спонтанностью, не ограничился исполнением своей роли. Специально для «Хозяина тайги» он написал три песни, ставших неотъемлемой частью фильма: «Песня Рябого», «Дом хрустальный», и «Сколько чудес за туманами кроется…». Последняя, к сожалению, по решению режиссёра, не вошла в финальный монтаж. Однако, творческий потенциал Высоцкого не иссяк на этом. В перерывах между съёмками, вдохновлённый окружающей природой и компанией коллег, он создал ещё несколько песен, в числе которых «Банька» и «Охота на волков». Эти произведения, хотя и не являлись частью саундтрека к фильму, отражают атмосферу съёмочного процесса и настроение Высоцкого того периода.
Выход фильма в прокат в 1969 году ознаменовался значительным успехом. «Хозяин тайги» собрал 26 800 000 зрителей, заняв 22 место в прокате того года, что говорит о несомненной популярности картины среди советской аудитории. Учитывая, что это был период жесткой цензуры и ограниченного выбора фильмов, такой результат можно считать впечатляющим. Успех фильма объясняется не только мастерством актёров, но и захватывающим сюжетом, красивыми пейзажами и, конечно же, песнями Владимира Высоцкого, которые стали ярким дополнением к киноповествованию и в дальнейшем обрели самостоятельную жизнь, став классикой его творчества. Даже сегодня фильм «Хозяин тайги» интересен как исторический документ, отражающий эпоху, и как произведение, в котором органично переплелись таланты знаменитых актеров и неповторимый стиль Владимира Высоцкого. Вклад Высоцкого в фильм выходит за рамки просто исполнения роли — он привнёс в него свою энергетику, свою философию, сделав его ещё более ярким и запоминающимся.
5) «Единственная дорога» 1974г.
«Единственная дорога» — это советско-югославский фильм, вышедший в 1974 году, который стал заметным событием в кинематографе того времени. Фильм, снятый в контексте Второй мировой войны, погружает зрителя в атмосферу 1944 года, когда Югославия находилась под оккупацией фашистских войск. Основное действие разворачивается на фоне горной дороги, где фашисты перегоняют свою бронетехнику. В одном из эпизодов у колонны бронетехники неожиданно заканчивается бензин, и нацисты решают отправить колонну бензовозов для пополнения запасов топлива.
Однако на этом участке дороги действуют югославские партизаны, которые активно противостоят оккупантам. Чтобы обеспечить безопасность своих бензовозов, нацисты прибегают к жестокому шагу: они приковывают к рулю бензовозов пленных советских солдат, превращая их в живые щиты. Это подчеркивает всю безжалостность войны и страдания людей, оказавшихся в плену.
В этом фильме одну из ключевых ролей исполнил Владимир Высоцкий, который сыграл Солодова — одного из шоферов бензовозов. Хотя его роль небольшая, она наполнена глубокими эмоциями и запоминается зрителю своей выразительностью. Высоцкий, известный не только как актер, но и как выдающийся поэт и бард, написал три песни для этого фильма. Среди них — «Если, где-то в глухой, неспокойной ночи…» и «Расстрел горного эха». Однако в окончательную версию вошла только одна композиция — «В дорогу – живо, или в гроб ложись…», которая стала символом мужества и стойкости, присущих солдатам в условиях войны.
Фильм «Единственная дорога» не только рассказывает о трагических событиях того времени, но и поднимает важные философские вопросы о человеческой судьбе, свободе и цене, которую приходится платить за жизнь. Высоцкий, благодаря своему таланту, сумел передать эти чувства через музыку и игру, что сделало его образ в фильме незабываемым. Таким образом, «Единственная дорога» остается важным произведением, которое заставляет задуматься о horrors войны и о том, как она влияет на людей, независимо от их национальности.
6) «Единствнная» 1975г.
Фильм «Единственная», вышедший на экраны в 1975 году, стал одним из примеров успешного использования комбинированных съемок для включения в картину занятых артистов. Главную роль в мелодраме, повествующей о сложных любовных отношениях и жизненных перипетиях, исполнил Валерий Золотухин, создав запоминающийся образ. Однако, одним из самых обсуждаемых аспектов фильма стало участие Владимира Высоцкого, сыгравшего небольшую, но яркую эпизодическую роль Бориса Ильина, любовника главной героини. Из-за невероятно плотного графика Высоцкого, который был переполнен концертами, театральными постановками и работой над новыми песнями, совместные съемки с остальным актерским составом оказались невозможными. Режиссер Иосиф Хейфиц, известный своей скрупулёзностью и вниманием к деталям, принял решение использовать комбинированные съемки, что позволило органично вписать Высоцкого в повествование. Это потребовало сложной технической работы, включающей в себя тщательную синхронизацию звука и изображения, чтобы избежать заметных несоответствий. Интересно, что Хейфиц предоставил Высоцкому полную свободу выбора музыкального сопровождения к его сцене. Высоцкий, известный своим тонким чувством драматизма и умением подбирать музыку, выбрал песню «Очи чёрные. Погоня», которая идеально подчеркнула эмоциональный подтекст сцены и вписалась в общую атмосферу фильма. Выбор этой конкретной композиции, скорее всего, был обусловлен тем, что она отражает двойственность чувств его героя – страстную любовь, смешанную с горечью и отчаянием. Мелодия, исполненная самим Высоцким, добавляет фильму неповторимый шарм и драматическую глубину.
Учитывая масштабы популярности Высоцкого в то время, его участие в фильме, пусть и в небольшом эпизоде, стало значимым событием. Это значительно повысило интерес к картине, привлекая широкий круг зрителей. В результате «Единственная» собрала в прокате впечатляющую аудиторию в 32,5 миллиона зрителей, заняв девятое место среди самых популярных фильмов года. Этот успех говорит о том, что фильм смог привлечь зрителей не только благодаря участию знаменитого актера, но и за счёт качественного сценария, отличной игры актеров и режиссерского мастерства Иосифа Хейфица. Сам по себе факт попадания в десятку самых кассовых фильмов свидетельствует о коммерческой успешности картины, что особенно ценно, учитывая сложность работы над фильмом, связанную с необходимостью использования комбинированных съемок и учета занятости Высоцкого. Успех «Единственной» – это пример удачного союза талантливых актеров, опытного режиссера и творческого решения технических проблем, приведших к созданию по-настоящему запоминающейся киноленты. Стоит отметить, что использование комбинированных съемок в 70-х годах было достаточно сложным техническим процессом, требовавшим высокого профессионализма от всей съемочной группы.
7) «Маленькие трагедии» 1979г.
Владимир Высоцкий в роли Дона Гуана: триумф трагического обаяния в «Маленьких трагедиях»
Фильм-спектакль «Маленькие трагедии» (1979 года), поставленный Михаилом Швейцером по одноимённому произведению Пушкина, вошёл в историю советского кинематографа не только благодаря блестящему актёрскому ансамблю, но и благодаря участию в нём Владимира Высоцкого. Его роль Дона Гуана в новелле «Каменный гость» стала одним из последних и, безусловно, самых ярких его экранных воплощений.
Высоцкий создал на экране запоминающийся образ Дона Гуана – не просто бабника и сердцееда, а сложной, противоречивой личности, в которой бушуют страсть и цинизм, раскаяние и презрение к самому себе. Он избежал карикатурности, избежал банальной романтизации или, наоборот, однозначного осуждения своего героя. Высоцкий передал внутреннюю трагедию Дона Гуана, его обречённость на вечное скитание, его неутолимую жажду любви и неспособность найти истинное чувство.
Актерская игра Высоцкого строится на тонкой игре взглядов, жестах, полутонах. Его Дон Гуан – это человек, уставший от своих побед, и одновременно неспособный остановиться. В его глазах читается и циничное небрежение, и мгновения искреннего раскаяния, и скрытая тоска по чему-то недостижимому. Глубокий, хрипловатый голос Высоцкого, привычный для его песен, здесь также играет важнейшую роль, подчёркивая трагизм и драматизм образа.
Костюмы, грим, режиссёрская постановка — всё работало на создание цельного и убедительного образа. Однако главным инструментом Высоцкого остаётся его исключительное актёрское мастерство, позволившее ему создать не просто героя Пушкина, а своего, уникального Дона Гуана, полного жизни и внутренней правды. Это роли оказалось пророческим, подчеркивающим трагичность и раннюю смерть самого актера. Высоцкий в роли Дона Гуана — это памятник не только великому актеру, но и его неповторимому таланту.
Отправить комментарий