Сейчас загружается

Лучшие фильмы СССР 1987

  1. Десять негритят
Десять-негритят-1024x768 Лучшие фильмы СССР 1987

Мастерская экранизация культового романа Агаты Кристи «Десять негритят», осуществленная Станиславом Говорухиным, до сих пор вызывает восхищение у зрителей и кинокритиков. Выбор режиссера пал на живописные крымские пейзажи, которые стали не просто фоном, а полноправным участником действия. Ласточкино гнездо, с его драматической архитектурой, словно предвещает трагические события, а величественный Воронцовский дворец в Алупке добавляет фильму атмосферу таинственности и роскоши, резко контрастируя с нарастающим ужасом. Этот контраст – один из главных режиссерских приемов Говорухина, мастерски подчеркивающий напряжение сюжета.

Звездный актерский состав стал еще одним залогом успеха. Александр Кайдановский, с его неповторимой харизмой и глубоким взглядом, идеально воплотил образ загадочного Уиллса. Александр Абдулов, известный своей многогранностью, придал своему персонажу непредсказуемость и скрытую угрозу. Михаил Глузский и Алексей Жарков, как и другие актеры, блестяще справились со своими ролями, создав убедительные и запоминающиеся образы. Каждый герой фильма – это сложный психологический портрет, и именно благодаря мастерству актеров мы видим не просто жертв, а людей со своими секретами, страхами и слабостями.

Говорухин не просто перенес на экран сюжет романа, он создал самостоятельное кинопроизведение, сохранив при этом дух оригинальной истории. Режиссер использовал множество кинематографических приемов, чтобы усилить напряжение и саспенс. Работа оператора с цветом и светом создает особую атмосферу тревоги и ожидания беды. Музыкальное сопровождение фильма, написанное специально для экранизации, подчеркивает драматизм происходящего и усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.

Фильм «Десять негритят» Говорухина – это не просто детектив, а психологическая драма, заставляющая задуматься о природе человеческой жестокости и ответственности каждого за свои поступки. Его выход в прокат в 1988 году стал настоящим событием, и заслуженное пятое место в прокате – лишь подтверждение его высокого качества и популярности. Интересно отметить, что режиссерская версия фильма отличается от того, что увидели зрители в кинотеатрах из-за цензурных требований того времени. Некоторые сцены были сокращены, что, безусловно, повлияло на общее восприятие. Несмотря на это, экранизация Говорухина остаётся одной из самых удачных и запоминающихся интерпретаций классического произведения Агаты Кристи. В отличие от многих других адаптаций, эта версия удачно балансирует между верностью первоисточнику и собственным художественным видением.

2. Где находится нофелет?

Где-находится-нофелет-1024x576 Лучшие фильмы СССР 1987

Фильм «Нофелет» Геральда Бежанова, вышедший на экраны после триумфа «Самой обаятельной и привлекательной», представляет собой лёгкую, непринуждённую комедию, не претендующую на статус шедевра, но, тем не менее, блестяще справляющуюся со своей задачей. Действие разворачивается в обычной городской среде, без экзотических локаций и захватывающих приключений. Сам термин «нофелет» – это, скорее всего, ироничное обозначение некой необычной ситуации или события, центральной темы фильма. Его местоположение, следовательно, не географическое, а метафорическое – это пространство одиночества и попыток его преодолеть.

Картина затрагивает вечную тему человеческих отношений и одиночества, предлагая своеобразный рецепт избавления от него. Главный герой, бесшабашный и изобретательный Геннадий (Александр Панкратов-Чёрный), решает помочь своему застенчивому двоюродному брату Паше (Владимир Меньшов) найти счастье в личной жизни. Для этого он разрабатывает весьма оригинальный, даже несколько экстравагантный план по «кадрированию» девушек. Этот план, основанный на смелых и непредсказуемых действиях, становится основой множества смешных и неловких ситуаций, которые составляют комедийную основу фильма.

Однако, фильм не ограничивается легкомысленными шутками. Параллельно с попытками устроить личную жизнь своему брату, Геннадий сталкивается со своими собственными проблемами в этой области. Зритель видит, как внешняя активность и попытки помочь другому человеку не заменяют личных усилий по преодолению одиночества. Бежанов искусно переплетает комедию с драматическими нотками, показывая, что истинный путь к счастью лежит в самопознании и принятии себя.

Фильм насыщен добрым, непринуждённым юмором, лишенным жестокости и цинизма. Этот юмор основан на нелепых ситуациях, непредсказуемых поступках героев и их ярких диалогах. Актерская игра выполнена на высоком профессиональном уровне. Панкратов-Чёрный и Меньшов создают на экране яркие, запоминающиеся образы, органично вписываясь в атмосферу легкой и нежной комедии. «Нофелет» – это фильм о том, что помощь другим важна, но настоящее счастье начинается с работы над собой, с понимания своих нужд и желаний, с готовности к переменам. Именно этот посыл, завуалированный под легкий юмор и забавные ситуации, делает фильм настолько теплым и приятным для просмотра. В нём нет навязчивой морали, но он заставляет задуматься о важных жизненных вещах. Завершая анализ, можно сказать, что «Нофелет» – это кино, которое оставляет приятное послевкусие и поднимает настроение, даже несмотря на то, что коротко описанное в начале местоположение «Нофелета» означает сложное и нелёгкое путешествие к себе и к счастью.

3. Взломщик

Взломщик Лучшие фильмы СССР 1987

Фильм «Взломщик», режиссёрский дебют Валерия Огородникова, стал настоящим явлением в советском кинематографе 1987 года. До этого момента Огородников был известен лишь своей дипломной короткометражкой, и неожиданный успех «Взломщика» подтвердил его незаурядный талант и смелое видение. Картина погружает зрителя в атмосферу ленинградского андеграунда, в мир советских неформалов – рокеров, музыкантов, объединенных культурой рок-н-ролла и ощущением отчуждения от официальной идеологии. Это был мир, окутанный таинственностью и недоверием со стороны общества, мир, который только начинал появляться из тени, и «Взломщик» запечатлел его с удивительной достоверностью.

Фильм не просто демонстрирует жизнь неформальной молодёжи, он глубоко исследует тему семейных отношений, ответственности и взросления в сложных обстоятельствах. Главный герой – тринадцатилетний подросток, оставшийся практически один после смерти матери. Его отец, сломленный горем и алкоголизмом, находит утешение в новой отношениях, а старший брат полностью погружен в мир рок-музыки. Мальчик, буквально созревая на глазах зрителя, берет на себя роль главы семьи, стараясь поддержать и отца, и брата. Его любовь к брату, вера в его музыкальный талант становятся основой его поступков. Этот подростковый героизм, скрытый за повседневностью советского быта 80-х, заслуживает отдельного внимания.

В фильме присутствует множество известных в то время ленинградских рок-музыкантов, включая Константина Кинчева, чей образ в «Взломщике» стал ещё одним ярким штрихом к общей картине эпохи. Фильм включает редкие архивные кадры выступлений в Ленинградском рок-клубе, показывая атмосферу концертов, энергетику музыки и взаимоотношения музыкантов и зрителей. Это придает картине документальную аутентичность, делая её не просто игровым фильмом, а историческим свидетельством времени.

«Взломщик» — это многожанровое кино. В нём гармонично переплетаются элементы драмы, мелодрамы и музыкального фильма. Музыкальное сопровождение играет не последнюю роль, подчёркивая эмоциональное напряжение сюжетных линий. Несмотря на яркий рок-н-ролльный фон, глубинная тема фильма — это история о настоящей мужской ответственности, о любви и преданности, о том, как даже в самых трудных обстоятельствах можно найти силу и смысл жизни.

Интересно, что 14-е место в советском кинопрокате 1987 года для такого нестандартного фильма, как «Взломщик», можно рассматривать как значительный успех. В условиях строгой цензуры и ограничений для независимого кино, попадание на экраны кинотеатров уже само по себе было достижением. Фильм вызвал живой интерес публики, поскольку отражал реальность, которую советские люди видели вокруг себя, но редко видели на экранах. Это позволило «Взломщику» занять свое место в истории советского кинематографа, как одно из первых кинопроизведений, отразивших культуру и жизнь ленинградского рок-андеграунда. Операторская работа, выбор локаций, детали костюмов и повседневной жизни – все это создаёт уникальную атмосферу времени и места. В финальной сцене мы видим не просто разрешение конфликта, а зарождение надежды, символ взросления главного героя и его способность к самостоятельной жизни. Этот оптимистический тон, несмотря на трагические события в сюжете, делает фильм особенно ценным и запоминающимся. «Взломщик» — это не только история о роке, но и о жизни, о выборе, о любви и ответственности – вечных темах, которые всегда актуальны.

4. Человек с бульвара Капуцинов

Человек-с-бульвара-Капуцинов-1024x576 Лучшие фильмы СССР 1987

В 1987 году, на страницах журнала «Искусство кино», я впервые столкнулся со сценарием фильма «Человек с бульвара Капуцинов», написанным Эдуардом Акоповым – автором, пользовавшимся тогда огромной популярностью. Это был мой первый и, как оказалось на долгие годы, единственный опыт чтения киносценария в таком формате. Сценарий, представлявший собой захватывающее смешение жанров, послужил основой для великолепной комедии Аллы Суриковой. Однако, стоит отметить, что фильм, при всей своей универсальности, имеет определенную, я бы даже сказал, женскую интонацию, свойственную режиссёрскому стилю Аллы Суриковой. Этот уникальный сплав вестерна, комедии, мюзикла и мелодрамы, не позволяющий однозначно определить жанровую принадлежность фильма, создает неповторимую атмосферу. Это как раз то, что впоследствии стали называть «кино не для всех». Некоторые критики отмечали некоторую наивность и чрезмерную «слащавость» в некоторых сценах, особенно связанных с романтическими линиями.

Сам сюжет — это калейдоскоп событий, происходящих в типичном американском ковбойском городке. Жители ведут жизнь, типичную для вестернов того времени: алкоголь льётся рекой, драки — обыденное дело, женщины — предмет обожания и соперничества. Эта, казалось бы, устоявшаяся идиллическая картина, резко меняется с появлением «миссионера» от кинематографа, внедряющего в этот мир новые технологии и понятия. На экране развертывается захватывающая история столкновения двух культур, традиционного ковбойского мира и зарождающегося мира кино. Фильм тонко обыгрывает культурный шок, переживаемый жителями городка, показывая их первоначальное недоверие и последующее постепенное принятие кино как формы развлечения и источника новых эмоций. Интересно, что режиссёр мастерски использует элементы буффонады и гротеска, подчеркивая комичность ситуаций.

В картине задействован поистине звёздный состав: Андрей Миронов, Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцов — перечислять можно долго. Каждый актер создал яркий и запоминающийся образ, органично вписавшийся в многогранный сюжет. Это не просто набор известных лиц, а истинное созвездие талантов, которые создали неповторимую атмосферу фильма. Образы ковбоев, в исполнении этих актеров, отличаются от привычных стереотипных персонажей вестернов, получая новую, более ироническую и многогранную интерпретацию.

Успех фильма был ошеломляющим. Первое место в кинопрокате — это неоспоримое свидетельство его популярности и высокой оценки зрителями. «Человек с бульвара Капуцинов» стал культурным явлением, запомнившимся не только благодаря звёздному составу и уникальному жанровому миксу, но и своеобразной ностальгической атмосферой, создающей ощущение чудесной сказки, окутанной духом старого Голливуда. Фильм актуально рассматривать и сегодня с точки зрения развития кино как отражения социальных изменений, как метафоры влияния новых технологий на традиционные уклады жизни. Даже сейчас, спустя десятилетия, фильм продолжает восхищать своей легкостью, юмором и оптимизмом, оставаясь ярким и незабываемым явлением в истории отечественного кинематографа. Интересно отметить, что сценарий Акопова впоследствии неоднократно переиздавался и изучается в киношколах, как пример успешной адаптации вестерна в советском контексте.

5. АССА

АССА-1024x623 Лучшие фильмы СССР 1987

Фильм Сергея Соловьева «АССА» – это не просто кинолента, а культурный феномен конца 1980-х, яркий пример кинематографического отражения переломной эпохи. Отсутствие традиционного, линейного сюжета – одна из главных его особенностей. Вместо этого перед зрителем разворачивается мозаика впечатлений, сотканная из эпизодов, сценок и образов. Зимняя Ялта, представленная в фильме, предстает не просто красивым фоном, а полноценным действующим лицом, своей атмосферой передавая ощущение хрупкости и непредсказуемости времени перемен. Кинолента смешивает жанры: криминальная мелодрама переплетается с элементами детектива, оставляя зрителю достаточно пространства для собственных интерпретаций. Неслучайно «АССА» часто называют «кино-настроением», потому что главное в ней – не события, а эмоции и атмосфера того времени.

Соловьев мастерски использует символизм и аллегории. Например, сцена с белым пианино на фоне зимнего моря становится одним из ключевых образов фильма, наполненным скрытыми смыслами, открытыми к различным толкованиям. Появление в кадре знаменитых личностей того времени – Виктора Цоя, Станислава Говорухина (в эпизодической роли), Александра Баширова, Татьяны Друбич, Александра Домогарова – подчеркивает дух эпохи, переход от застоя к перестройке. Они стали своего рода воплощением того поколения, которое стремилось к свободе и самовыражению. При этом некоторые критики отмечают, что наличие таких звёзд в небольших ролях также способствовало прокату и популярности фильма.

Музыка в фильме играет исключительную роль. Песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя, неразрывно связанные с эмоциональным настроением эпохи, стали культовыми и до сих пор остаются сильным символом 1980-х. Их музыка не просто сопровождает сюжет, а является его неотъемлемой частью, подчеркивая и усиливая эмоциональное воздействие картины. Они словно передают внутренний мир героев, их надежды и разочарования. Это стало одной из причин невероятной популярности «АССЫ». Фильм затронул нерв времени, отобразив сложные перемены в обществе через призму личных историй героев.

Выход «АССЫ» в прокат в 1988 году стал значимым событием. Заняв 11-е место по сборам, он продемонстрировал высокую популярность при значительной конкуренции с голливудскими блокбастерами, такими как «Короткое замыкание», «Крокодил Данди» и «Окно спальни». Это говорит о том, что фильм привлёк внимание широкой аудитории, предпочитавшей не только зрелищные боевики, но и интеллектуальное и эмоционально заряженное кино. Успех «АССЫ» можно объяснить не только уникальной атмосферой, но и смелым экспериментом с жанрами, а также мастерской режиссурой Сергея Соловьева, который смог создать фильм, отражающий дух эпохи и запоминающийся до сих пор. Многочисленные интерпретации и дискуссии вокруг символики и смыслов фильма только подтверждают его культовый статус и продолжающуюся актуальность.

Отправить комментарий