Лучшие фильмы СССР 1983
Оглядываясь на 1983 год, удивительно, насколько мало знаковых фильмов, по моему мнению, вышло в то время. Из всего многообразия остался лишь узкий круг, состоящий всего из трёх лент, которые действительно запали в душу.
Особое место занимает фильм «Чучело». Однако, перед тем, как включить его в список, я решил пересмотреть его. И вот тут-то меня и ждало разочарование. В свое время, когда фильм только вышел, он казался невероятно актуальным и отражал болезненные проблемы общества. Сейчас же, «Чучело» воспринимается как надуманная чернуха, где сюжетные повороты кажутся нарочито драматизированными.
Проблема, которую поднимает фильм — буллинг — остается актуальной и в наше время. Однако, именно из-за этой надуманности, фильм «Чучело» я решил исключить из списка.
1 место «Мы из джаза»
«Мы из джаза» — фильм, который не просто стал визитной карточкой Карена Шахназарова, но и заложил фундамент для его последующей успешной режиссерской карьеры. Однако, история этого мюзикла не ограничивается лишь талантом Шахназарова. В основание успеха также заложен сценарий Александра Бородянского, мастера своего дела, подарившего нам такие шедевры, как «Афоня», «Инспектор ГАИ» и «Смотри в оба». Тандем, который создал картину, полную жизни, энергии и тонкого юмора.
Действие фильма разворачивается в Советской России 20-х годов, в период Новой Экономической Политики (НЭП). Это было время противоречий, когда победа пролетариата была фактом, а на деле царила атмосфера свободного предпринимательства, где «барыги» чувствовали себя, как рыба в воде. В этом хаосе, в Одессе, где смешивались западные влияния с местным колоритом, студент музыкального техникума Костя Иванов, яркий представитель молодого поколения, увлекается джазом.
В то время джаз воспринимался, как буржуазное явление, как символ «загнивающего Запада», а Костя к тому же был комсомольцем, то есть, идеологически верным представителем советского общества. Этот внутренний конфликт, выбор между идеологией и личными устремлениями, становится ключевой темой фильма.
Костя, не желая отказываться от мечты, решает создать джаз-бэнд. Он размещает объявление, и к нему приходят два музыканта: Жора, барабанщик, и Стёпа, играющий на банджо. У них нет опыта игры в джазе, но Костя, с энтузиазмом, берется их обучать. В этом противостоянии неопытности и страсти, заключается не только комизм, но и глубокий смысл фильма.
«Мы из джаза» — это не просто мюзикл, а история о выборе, о самопознании, о поиске своего места в мире. В фильме идеально сплетаются музыка и сюжет, юмор и драма. Это кино, которое не оставляет равнодушным, вызывая целый спектр эмоций от смеха до грусти.
Актерский состав фильма — это настоящая сокровищница талантов. Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлев — звезды советского кино, каждый из которых создает неповторимый образ. Особо стоит отметить Ларису Долину, которая в то время была известна, как джазовая и блюзовая певица. Её талант, её энергия, её голос, в полной мере раскрылись в этом фильме.
«Мы из джаза» — это не просто фильм о джазе, это фильм о жизни, о любви, о мечте, о поиске себя. Это кино, которое отражает дух времени, но в то же время остается актуальным и сегодня.
2 место «Пацаны»
Фильм «Пацаны» Динары Асановой, не просто фильм, а зеркало, отражающее реальность советских 80-х. Тема трудных подростков, «пацанов», сбившихся с пути, была невероятно актуальной. В каждой школе были свои «трудные», нередко попадавшие в колонии для несовершеннолетних. К концу 80-х ситуация лишь обострилась.
Юрий Клепиков, автор сценария, мастерски владел жанром остросоциальной драмы. Его перу принадлежат такие картины, как «История Аси Клячиной…» и «Не болит голова у дятла», каждая из которых освещала важные проблемы советского общества.
В «Пацанах» действие разворачивается в спортивно-трудовом лагере для подростков, куда начальник лагеря, опытный педагог, собирает «трудных» ребят, надеясь спасти их от дальнейшего падения в бездну. Среди них оказывается главный герой — 15-летний подросток, ему грозит реальный срок за кражу.
Фильм полон драматизма и реалистичных сцен, отражающих суровые будни «трудных» подростков. Мы видим их болезненные отношения с родителями, их попытки найти место в обществе, их борьбу с самими собой. Режиссер Асанова не идеализирует героев, но и не осуждает их. Она показывает их как жертв обстоятельств, как людей, которые не получили в жизни достаточно любви и поддержки.
«Пацаны» заставляет задуматься о проблемах современных подростков, о том, что может повести их по неверному пути, и о том, как важно дать им шанс на изменение жизни. Фильм не дает простых ответов, но заставляет переживать за героев, искать решения вместе с ними. Он напоминает о том, что каждый подросток — это человек, который нуждается в любви, понимании и помощи.
Важно отметить, что «Пацаны» сняты в реалистичной манере. Асанова не боится показывать трудности и негативные стороны жизни «трудных» подростков. Она не идет на уступки зрителю, не делает сюжет «красивым». Она хочет дать зрителям возможность увидеть и понять реальность такой жизни.
«Пацаны» — это фильм, который оставляет глубокий след в душе. Он заставляет задуматься о многих важных вещах. Он показывает нам важность любви и поддержки в жизни подростков, и напоминает о том, что каждый человек достоин шанса на изменение.
3 место «Непобедимый»
«Непобедимый», снятый в 1981 году, — это настоящий бриллиант среди советских приключенческих фильмов. Жанр, в котором он снят, — кладезь неисчерпаемых возможностей для кинематографа. Если бы было сделано больше фильмов в подобном стиле, то, возможно, они стали бы достойной конкуренцией популярным в то время гонконговским и японским кинолентам про каратистов и кунг-фушников. «Непобедимый» предлагает зрителю не просто захватывающий сюжет, но и глубокое погружение в атмосферу начала XX века.
Фильм рассказывает историю Андрея Хромова, красноармейца, который был вдохновлен идеей создания нового вида борьбы без оружия. Прототипом героя стал известный мастер борьбы и основатель самбо — Василий Сергеевич Харлампиев. Андрею повезло получить благословение командования и отправиться в Среднюю Азию в поисках новых знаний о борьбе кураш. В этом путешествии его ожидали не только встречи с мудрыми наставниками, но и опасные приключения, которые он с честью преодолевал.
Действие фильма развертывается в ярком и колоритном Туркестане двадцатых годов двадцатого века. Зритель погружается в атмосферу восточного базара, видит красоту местных пейзажей и чувствует веяние революционных перемен. «Непобедимый» — это фильм не только о борьбе, но и о мужестве, дружбе, верности и поисках своего пути в жизни.
Фильм отличается необыкновенной атмосферностью. Режиссеру удалось с помощью художественных средств передать дух того времени, воспроизвести характер и менталитет людей, живших в Туркестане в те годы. Особую романтику фильму придает и музыкальное сопровождение, которое в полной мере отражает восточный колорит и создает неповторимую атмосферу.
«Непобедимый» — это фильм, который стоит посмотреть всем, кто интересуется историей, единоборствами и качественным советским кино. Он привлекает своей динамикой, захватывающим сюжетом и несомненно оставит приятное впечатление.
Отправить комментарий